Это происходит по многим причинам. Жертва
обмана может случайно наткнуться на улики, обнаружив спрятанные документы или
предательское пятно от губной помады на носовом платке. Обманщика может кто‑нибудь
выдать. Завистливый коллега, покинутый супруг, платный информатор – все они
способствуют раскрытию обмана. Однако нас интересуют только ошибки,
происходящие непосредственно в процессе обмана, ошибки, совершаемые лжецом
вопреки его желанию; нас интересует ложь, выдаваемая поведением обманщика.
Признаки обмана могут проявляться в мимике, телодвижениях, голосовых
модуляциях, глотательных движениях, в слишком глубоком или же, наоборот,
поверхностном дыхании, в длинных паузах между словами, в оговорках,
микровыражениях лица, неточной жестикуляции. Почему лжецы допускают такие
промахи в поведении? Ведь порой этого не происходит. И тогда лжец выглядит
безупречно; ничто не выдает его обмана. Но почему все‑таки это происходит не
всегда? В первую очередь, по двум причинам: одна из них касается разума, другая
– чувств.
Неудачная линия поведения
Лжец не всегда знает наперед, что и где
придется солгать. У него также не всегда есть время для того, чтобы выработать
линию поведения, отрепетировать и заучить ее. Руфь, в процитированном эпизоде
из романа Апдайка «Давай поженимся», не ожидала, что муж нечаянно услышит ее
телефонный разговор с любовником. Выдуманная на ходу отговорка о звонке из
воскресной школы выдавала ее, поскольку не совсем соответствовала тому, что
услышал муж.
Но и в случае достаточно успешного обмана,
когда линия поведения хорошо продумана, лжец может оказаться не настолько умен,
чтобы предусмотреть все возможные вопросы и приготовить ответы на них. А порой,
когда обстоятельства меняется непредвиденным образом, недостаточно даже
исключительной ловкости, и эффективная ранее линия поведения становится
бесполезной. Во время расследования присяжными Уотергейтского дела федеральный
судья Джон Дж. Сайрика, объясняя свою реакцию на показания Фреда Базхарта,
советника президента Никсона, описал такой случай: «Первая же проблема, с
которой столкнулся Фред Базхарт, пытаясь объяснить пробелы в магнитофонных
записях, заключалась в том, чтобы сделать свою версию как можно более
правдоподобной. Сначала он сказал, что запись встречи президента с Дином от 15
апреля отсутствует из‑за неисправности таймера… Но затем изменил свое
первоначальное объяснение. [Базхарт узнал о существовании свидетельств того,
что в действительности таймеры работали.] Он заявил, что встреча с Дином 15
апреля… не была записана из‑за недостатка места на двух имеющихся в
распоряжении пленках, так как день был очень насыщен» [1].
Но бывает, что лжец меняет линию поведения
даже и без всякого давления обстоятельств, а просто из‑за собственного
беспокойства, и затем не может быстро и последовательно отвечать на возникающие
вопросы.
Любой из этих промахов (неумение предвидеть
необходимость лжи, подготовить нужную линию поведения и адекватно реагировать
на меняющиеся обстоятельства, придерживаться первоначально принятой линии
поведения) дает легко узнаваемые признаки обмана. То, что говорит человек,
противоречит либо само себе, либо уже известным или выплывающим позже фактам.
Но даже такие явные признаки обмана не всегда настолько просты и надежны, как
это может показаться на первый взгляд. Наоборот, порой слишком гладкая линия
поведения может быть признаком мошенника, хорошо отрепетировавшего свою роль, и
некоторые жулики специально совершают незначительные ошибки для того, чтобы
обман выглядел достовернее. Репортер криминальной хроники Джеймс Фелан приводит
очаровательный пример такого трюка.
Миллиардера Хьюса, игравшего важную роль в
кинобизнесе, владельца авиакомпании и самого большого игорного дома в Лас‑Вегасе,
никто не видел годами, что весьма подогревало интерес публики. Хьюс не
показывался на людях так долго, что некоторые уже сомневались в его
действительном существовании. Каково же было всеобщее удивление, когда некий
Клиффорд Ирвинг заявил, что такой затворник вдруг разрешил ему написать свою
биографию. Издательство МсGraw‑Hill заплатило Ирвингу 750 тыс. долларов только
за возможность публикации этой биографии, а журнал «Лайф» – 250 тыс. за
возможность публикации трех отрывков из нее. И это оказалось блефом! Клиффорд
Ирвинг был «великим мошенником, одним из лучших. Например, когда мы беседовали
с ним, пытаясь его расколоть, он не сделал ни одной ошибки и рассказывал свою
историю каждый раз одинаково. Были лишь незначительные противоречия, но когда
мы ловили его на этом, он легко признавал их. У жулика средней руки всегда
имеется в распоряжении какая‑нибудь превосходно сочиненная история, которую он
может рассказывать сколько угодно и никогда не собьется. Честный же человек
обычно делает небольшие ошибки, особенно в таких длинных и сложных историях,
как у Клиффа. И Клифф был достаточно умен для того, чтобы знать это, – он
прекрасно сыграл роль честного человека. Когда мы пытались поймать его на чем‑нибудь,
что могло уличить его во лжи, он спокойно говорил: «Да. Небось теперь обо мне
невесть что подумают. Ну да ничего не поделаешь, что было, то было». Он
выглядел абсолютно искренним, порой не боясь говорить даже в ущерб себе, а на
самом деле просто врал как сивый мерин» [2].
Против такой хитрости средства нет, и многим
жуликам обман удается. Но большинство лжецов искустны не настолько.
Отсутствие подготовки или неумение
придерживаться первоначально избранной линии поведения, как правило, дают
признаки обмана, заключающиеся не в том, чтоговорит обманщик, а в том, какон это делает. Необходимость обдумывать
каждое слово (взвешивать возможности и осторожно выбирать выражения)
обнаруживает себя в паузах или в более тонких признаках, таких, например, как
напряжение век и бровей, а также в изменениях жестикуляции (более подробно это
описано в главах 3 и 4 (Глава 3 ОБНАРУЖЕНИЕ ОБМАНА ПО СЛОВАМ, ГОЛОСУ И ПЛАСТИКЕ
и Глава 4 МИМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОБМАНА)). Тщательность подбора слов не всегда
является признаком обмана, хотя порой это и так. Например, когда Джерри спросил
Руфь, с кем она говорила по телефону, ее осторожность в подборе слов
свидетельствовала о лжи.
[1][32] Sirica J.J. To Set the
Record Stright. New York: New American Library, 1980, p.142.
[2][33] Phelan J. Scandals, Scamps
and Scoundrels. New York: Random House, 1982, p.22.
Невозможность заранее продумать и
отрепетировать линию поведения только одна из причин, по которым совершаются
ошибки, дающие признаки обмана. Гораздо больше ошибок происходит из‑за эмоций,
которые трудно подделать или скрыть. Не всякая ложь сопровождается эмоциями, но
если это происходит, то представляет для лжеца особые трудности. Попытка скрыть
нахлынувшие эмоции может обнаружить себя в словах, но случаи подобных оговорок
довольно редки. Обычно не так уж и сложно ничего не говорить о своих чувствах,
но скрыть выражение лица, сдержать участившееся дыхание или избавиться от
внезапно возникшего комка в горле не так‑то просто.
Это происходит непроизвольно, буквально в
какие‑то доли секунды, не оставляя ни выбора, ни времени на обдумывание. В
романе «Давай поженимся», когда Джерри обвинил Руфь во лжи, ей не составило
особого труда удержать готовые сорваться с губ слова: «Да, это правда!» Но ею
овладела паника оттого, что ее измена открыта, и эта паника выразилась в
определенных видимых и слышимых признаках. Паника началась помимо ее воли, и остановить
ее она не могла. Ее состояние вышло из‑под контроля. Такова, я полагаю, и
вообще природа эмоционального переживания.
Люди испытывают эмоции не по собственному
произволу. Напротив, эмоции захватывают людей; и страх, и гнев возникают помимо
их воли. Но люди не только не выбирают свои эмоции, они еще и не могут по
собственному произволу управлять их внешними проявлениями. Руфь не могла просто
взять и прекратить панику. У нее не было кнопки, на которую можно было нажать и
остановить эмоциональную реакцию. Порой вообще нет возможности контролировать
свои действия, особенно если нахлынувшие эмоции очень сильны. Часто этим даже
объясняют многие дурные поступки, хотя это и не всегда простительно: «Я не
хотел кричать (бить по столу, оскорбить, ударить вас), но я был не в себе. Я
ничего не мог с собой поделать».
Когда эмоция нарастает постепенно, начинаясь с
малого (скорее досада, чем ярость), изменения в поведении невелики и скрыть их
относительно легко, особенно если человек отдает себе отчет в своих чувствах.
Однако для большинства людей это не так. Если эмоция возникает не вдруг и не
является особо сильной, она может казаться заметной скорее для других, чем для
переживающего ее человека, по крайней мере до тех пор, пока не станет более
интенсивной. Но сильные эмоции труднее контролировать. Кроме того, чтобы скрыть
интонацию, мимику или специфические телодвижения, возникающие при эмоциональном
возбуждении, требуется определенная борьба с самим собой, в результате чего
даже в случае удачного сокрытия испытываемых в действительности чувств, могут
оказаться заметными направленные на это усилия, что и явится в свою очередь
признаком обмана.
Скрывать эмоции нелегко, но не менее трудно и
фальсифицировать их, даже в том случае, когда это делается не по необходимости
прикрыть ложной эмоцией настоящую. Для этого требуется несколько больше, чем
просто заявить: я сержусь или я боюсь. Если обманщик хочет, чтобы ему поверили,
он должен и выглядеть соответствующим образом, а его голос и в самом деле
звучать испуганно или сердито. Подобрать же необходимые для успешной
фальсификации эмоций жесты или интонации голоса не так‑то просто. К тому же
очень немногие люди могут управлять своей мимикой (см. главу 4 (Глава 4
МИМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОБМАНА)). А для успешной фальсификации горя, страха или
гнева необходимо очень хорошее владение мимикой.
Фальсифицировать эмоции еще труднее, когда это
делается с целью скрыть действительно переживаемое чувство. Выглядеть сердитым
и так достаточно трудно, но если в это время человек испытывает страх, его
может просто разорвать от эмоций. Страх толкает человека к одним внешним
проявлениям, а попытка казаться сердитым – к другим. Брови, например, от страха
невольно взлетают вверх. Для того же, чтобы фальсифицировать гнев, человеку
нужно их опустить. Часто признаки такой внутренней борьбы между испытываемыми и
фальшивыми эмоциями и выдают обман.
А как насчет лжи, которая не возбуждает
чувств, – лжи о поступках, планах, мыслях, намерениях, фактах или фантазиях?
Можно ли обнаружить с помощью поведения такую ложь?
Чувства и ложь
Не для всякого обмана необходимо скрывать или
фальсифицировать эмоции. Растратчик скрывает факт кражи денег. Плагиатор
скрывает, что присвоил чужую работу, и претендует на собственное авторство.
Какой‑нибудь мужчина скрывает свои годы, закрашивая седые волосы и скидывая
себе в разговорах лет семь. Впрочем, эмоции возможны и здесь. Мужчина может
стесняться своего желания казаться моложе, и, чтобы преуспеть в обмане, ему
придется скрывать еще и смущение. Плагиатор может чувствовать презрение к тому,
кого вводит в заблуждение, и должен будет скрывать не только источник своей
работы и отсутствие способностей, на которые претендует, но еще и свое
презрение. Растратчик может почувствовать удивление, когда в том, что совершил
он, обвинят кого‑нибудь другого, и ему придется скрывать свое удивление или, по
крайней мере, его причину.
Таким образом, обману редко не сопутствуют
какие‑либо эмоции, и лжецы далеко не всегда стараются их скрывать. Скрывать же
возникающие при обмане эмоции, дабы ложь не была обнаружена, необходимо.
Спутниками лжи могут оказаться совершенно различные эмоции, но чаще всего
переплетаются с обманом три из них – боязнь оказаться разоблаченным, чувство
вины по поводу собственной лжи и то чувство восторга, которое порой испытывает
обманщик в случае удачи, – они и заслуживают наиболее пристального внимания.
Страх разоблачения в слабой форме не опасен, наоборот, не
позволяя расслабиться, он может даже помочь лжецу избежать ошибок.
Поведенческие признаки обмана, заметные опытному наблюдателю, начинают
проявляться уже при среднем уровне страха. Но сильный страх разоблачения
свидетельствует лишь о том, что человек чего‑то очень боится. Если у лжеца есть
возможность убедиться, что боязнь разоблачениябудет очень велика, он может решить, что
рисковать не стоит, и, возможно, не станет лгать. Если же он уже солгал, верная
оценка своего эмоционального состояния поможет ему уменьшить или вообще скрыть
свой страх. Однако информация о возможном наличии у лжеца боязни разоблачения
может быть хорошим подспорьем для верификатора. Он будет гораздо бдительнее в
отношении именно признаков страха, если знает, что подозреваемый очень боится
быть пойманным.
То, в какой мере боязнь разоблачения может отразиться на
чувствах лжеца, зависит от множества факторов. И первым из них, который
обязательно следует принимать во внимание, является представление лжеца об
умении обманываемого человека распознавать ложь. Если тот, с кем он имеет дело,
известен как противник слабый, мягкий и доверчивый, боязнь разоблачения обычно
не велика. С другой стороны, если приходится иметь дело с человеком, имеющим
репутацию опытного верификатора, боязнь разоблачения может быть очень сильной.
Родители часто убеждают своих детей, что запросто обнаружат любой их обман:
«Мне достаточно только посмотреть в твои глаза, и я сразу же пойму, лжешь ты
или нет». Ребенок, сказавший неправду, может испугаться настолько, что тут же
будет пойман; либо его выдаст страх, либо он сам признается во лжи, решив, что
шансов на успех у него всё равно нет.
В пьесе Теренса Раттигана [1]«Мальчик Уинслоу» и в фильме 1950 года, снятом
по ней, отец использует этот прием весьма успешно. Его сын Ронни был отчислен
из военно‑морской школы по обвинению в краже денег:
«Артур (отец). В этом письме говорится, что ты украл
почтовый перевод. (Ронни собирается что‑то сказать, но Артур останавливает
его. ) Подожди, ни слова, пока не выслушаешь, что я тебе скажу. Ответишь
мне только после того, как выслушаешь меня. Я не буду сердиться на тебя, Ронни,
в том случае, если ты кажешь мне правду. Но если ты мне солжешь, я все равно
узнаю это, потому что ложь между мной и тобой невозможна. Я узнаю правду,
Ронни. Подумай об этом, прежде чем решишься отвечать. (Он замолчал.)Ты украл этот перевод?
Ронни (в нерешительности).Нет, отец, я не делал этого.
(Артур делает шаг по направлению к нему.)
Артур (пристально глядя ему в глаза) . Ты украл этот
перевод?
Ронни. Нет, отец, я не крал. (Артур продолжает смотреть
ему в глаза еще секунду, затем облегченно вздыхает.)»[2].
Артур поверил Ронни, и далее в пьесе рассказывается об
огромных усилиях отца и всей семьи, сделавших все, чтобы отстоять Ронни.
Родители не всегда могут использовать стратегию Артура для
того, чтобы добиться правды. У ребенка, который раньше много раз успешно
обманывал своего отца, нет причины думать, что это вдруг может не получиться. К
тому же далеко не все родители могут действительно простить проступок своего
ребенка даже в случае чистосердечного признания, поэтому ребенок, исходя из
своего предыдущего опыта общения с родителями, может им просто не поверить,
если они вдруг предложат ему прощение в обмен на признание. Ребенок должен
доверять отцу, и, несомненно, отец должен быть достоин доверия. Отец, который
прежде не верил своему сыну, постоянно подозревал его в чем‑нибудь, может
пробудить страх и в невиновном ребенке. Здесь мы сталкиваемся с одной из
главных проблем, возникающих при попытках изобличения лжи, – невозможностью
отличить боязнь незаслуженного обвинения от боязни разоблачения. Проявления
страха и в том и в другом случае выглядят одинаково.
Эта проблема характерна не только для отношений между
родителями и детьми. Понять, с чем именно мы имеем дело – с боязнью
незаслуженного обвинения или с боязнью разоблачения, очень непросто в любой
ситуации» Причем трудности эти лишь возрастают в случае, если распознать обман
пытается человек недоверчивый, на все взирающий с подозрением; для него с
каждым разом отличить боязнь незаслуженного обвинения от боязни разоблачения
будет все труднее и труднее. Правда, в результате длительной практики успешных
обманов боязнь разоблачения уменьшается. Муж, меняющий десятую любовницу, особо
не беспокоится о том, что его уличат. У него за плечами большой опыт,
позволяющий прекрасно предусмотреть, что и как нужно скрыть. Но самое главное,
он уверен, что в случае чего всегда сможет выкрутиться; а самоуверенность тоже
снижает боязнь разоблачения. И тогда уже лжец может совершать ошибки просто из‑за
беспечности, то есть некоторая боязнь разоблачения даже полезна для лжеца.
Принцип работы детектора лжи основан на том же стереотипе,
и, следовательно, детектор так же уязвим, как и человек, поскольку обнаруживает
не сам обман, а только эмоциональное возбуждение. Его провода присоединены к
подозреваемому лишь для того, чтобы указывать на физиологические изменения.
Повышение же давления или усиление потоотделения сами по себе не являются
признаками обмана. То, что руки становятся влажными и сердце начинает биться
сильнее, свидетельствует лишь о возникновении некой эмоции – и только. Однако
перед тестированием на детекторе многие операторы пытаются убедить
подозреваемого, используя так называемую «стимуляцию», что аппарат никогда не
терпит неудачу в разоблачении лжецов.
Для этого чаще всего подозреваемому предлагают убедиться,
что машина в состоянии определить карту, которую тот выбрал из колоды. После
того как испытуемый выберет карту и возвратит ее в колоду, оператор начинает
показывать ему карту за картой и просит каждый раз говорить «нет», даже если
тот видит карту, которую выбрал. Некоторые из операторов при этом не ошибаются
никогда, но лишь потому, что, не доверяя показаниям детектора, используют
крапленые карты. В оправдание своего обмана они приводят два следующих
соображения. Если подозреваемый невиновен, необходимо убедить его в том, что
машина не ошибается, иначе боязнь незаслуженного обвинения может погубить его
при испытании. Если же он виновен, необходимо заставить его бояться
разоблачения, иначе машина окажется просто бесполезной. Впрочем, большинство
операторов не занимаются такого рода обманами и вполне полагаются на показания
детектора; они верят, что показания детектора действительно помогут им узнать,
какая карта извлекалась подозреваемым [3].
[1][34] Теренс Раттиган, известный английский
драматург, родился в 1911 году, получил образование в Оксфордском университете.
Дебютировал как драматург в 1934 году комедией «Первый эпизод», завоевав на
ближайшие десятилетия многие театры Англии и США. В 50‑х годах его пьесы
ставились и в Советском Союзе, например драма «Огни на старте» продержалась на
МХАТовской сцене не один сезон. Многие его пьесы были экранизированы; две из их
А. Асквитом – «Мальчик Уинслоу» и «Версия Браунинга». (Прим. ред.) .
[2][35] Rattigan T. The Winslow Boy. New York:
Dramatists Play Service Inc. Acting Edition, 1973, p.29.
[3][36] Эта история рассказана в книге Дэвида
Ликкена «Тремор в крови: польза и вред детектора лжи» (Lykken D. A Tremor in
the Blood: Uses and Abuses of the Lie Detector. New York: McGraw Hill, 1981).